Письмо ФНС России от 31.03.2021 г. № АБ-4-20/4309

Вопрос: О применении ККТ при поступлении денежных средств за коммунальные услуги; о распространении законодательства о платежных агентах на поставщика, если он не заключал договор по приему платежей физлиц.

Ответ:

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение МУП от 15.02.2021, сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Вместе с тем считаем возможным отметить, что Федеральным законом N 54-ФЗ определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров (пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 54-ФЗ).

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ (пункт 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ).

При этом законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники возлагает обязанность по применению контрольно-кассовой техники на организацию или индивидуального предпринимателя, непосредственно осуществляющих расчет, в том числе зачисление денежных средств на расчетный счет, с покупателем (клиентом) за товары (работы, услуги).

Таким образом, в ситуации, изложенной в первом вопросе обращения, в случае осуществления физическими лицами расчетов путем зачисления денежных средств за коммунальные услуги на счет, принадлежащий ООО, указанная организация выступает в качестве агента и, соответственно, у нее возникает обязанность по применению контрольно-кассовой техники.

Федеральным законом N 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, в том числе наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цену (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок (пункт 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ).

Учитывая изложенное, в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) должны быть отражены конкретные позиции, позволяющие покупателю (клиенту) однозначно определить, какие именно товары (работы, услуги) являются предметом расчета.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Таким образом, в случае осуществления физическими лицами расчетов путем зачисления денежных средств за коммунальные услуги на счет, принадлежащий непосредственно кредитной организации, контрольно-кассовая техника может не применяться.

По второму вопросу обращения следует учитывать, что согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) поставщик - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Федерального закона N 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

Таким образом, в случае если поставщик при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги не заключал договор с платежным агентом по приему платежей (наличных денежных средств) физических лиц, то на организацию (поставщика) не распространяются требования Федерального закона N 103-ФЗ.

По третьему вопросу обращения следует учитывать, что контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (пункт 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).

Таким образом, в случае поступления денежных средств (задолженности физических лиц) за коммунальные услуги с расчетного счета непосредственно организации применение контрольно-кассовой техники в описанной ситуации не требуется.

Вместе с тем при поступлении денежных средств (задолженности) за коммунальные услуги непосредственно со счета физического лица у организации возникает обязанность применения контрольно-кассовой техники.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Государственный советник Российской Федерации 3 класса А.В.БУДАРИН