Вебинар. Антикризисные дополнения к договорам и проверкам контрагентов: как минимизировать возрастающие риски неплатежей покупателей?

“Актуальные вопросы в условиях пандемии”

Вопрос

Ответ

 

1.  Основной ОКВЭД нашей организации 46.49.49 - торговля оптовая прочими потребительскими товарами, не включенными в другие группировки. Мы подали в ИФНС заявление о предоставлении субсидии. Есть ли у нас шансы на ее получение?

Согласно положениям Постановления Правительства РФ № 409 от 02.04.2020 и 03.04.2020 № 434: «Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.»

Фактически это означает, что обязательным признаком для отнесения к претендентам на меры поддержки является отражение в ЕГРЮЛ/ЕГРИП кода основного вида экономической деятельности, относящегося к перечню пострадавших отраслей.

К сожалению, указанный вами ОКВЭД 46.49.49 на сегодняшний день не числится в перечне отраслей, наиболее пострадавших в период эпидемии.

На согласование в Министерство финансов поступил проект под названием "Общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики".

Согласно положениям данного документа, законодатели планируют пересмотреть критерии пострадавших компаний - вид деятельности будут определять не строго согласно данным ОКВЭД из реестра, а исходя из фактически осуществляемой субъектом деятельности.

2. Арендодатель отказывается снижать стоимость аренды и предоставлять отсрочку платежа, ссылаясь на то, что компания не относится к наиболее пострадавшей отрасли и не является МСП. При несоблюдении сроков платежа грозит судебным разбирательством и выставлением штрафных санкций. Как быть в данном случае? Правомерен ли отказ арендодателя?

На уменьшение размера арендной платы могут рассчитывать те субъекты, чьё арендованное имущество стало невозможно использовать вследствие введенных органами власти субъекта ограничений.

Для уменьшения размера арендной платы по данному основанию необязательно состоять в списке пострадавших отраслей. На подобное уменьшение могут рассчитывать абсолютно все арендаторы, чье имущество невозможно использовать из-за ограничений.

Арендаторы вправе рассчитывать на уменьшение размера арендной платы на весь период действия ограничительных мер, введенных публичными органами. Если арендодатель уклоняется от заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы, тогда можно требовать заключение такого соглашения в судебном порядке.

Если дополнительное соглашение об уменьшении платы будет заключено или решение суда о понуждении к заключению соглашения вступит в законную силу позже, то это никак не повлияет на период уменьшения арендной платы. Данный период все равно будет равен периоду действия ограничительных мер.

В случае предъявления иска о взыскании арендной платы арендатор вправе в качестве возражения указать на то, что арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы. В таком случае суд будет взыскивать арендную плату в меньшем размере, при этом окончательный размер арендной платы будет определяться судом с учетом обстоятельств дела.

Представляется, что в случаях, когда объект невозможно использовать полностью, арендаторы претендуют на полное освобождение от оплаты арендной платы (за исключением оплаты коммунальных услуг) за период действия ограничительных мер.

Также по аналогии здесь можно применить разъяснение, которое Верховный суд изложил для отсрочки. Если арендатор будет использовать помещение вопреки введенным ограничениям и будет вводить арендодателя в заблуждение относительно невозможности использования помещения, тогда арендатору может быть отказано в уменьшении размера арендной платы. В данном случае арендодатель вправе ссылаться на ст. 10 ГК РФ (злоупотребление права).

Если введенные ограничения не исключают использование имущества целиком и оставляют возможность его частичного использования, то в таких случаях арендаторы сохраняют право на заключение соглашения об уменьшении размера арендной платы. Только в данных случаях уменьшение платы будет частичным. Для сторон договора нужно будет найти алгоритм, по которому они будут снижать арендную плату. При недостижении соглашения по данному вопросу заинтересованная сторона может обратиться в суд и предложить сделать это в судебном порядке.

При определении размера арендной платы стороны могут использовать зависимость размера от процента от общей площади помещения, а также процент от оборота, комбинировать несколько критериев. В связи с тем, что второй критерий не вполне прозрачный, арендодателю рекомендуется использовать зависимость от «проверяемых» факторов. Безусловно, стороны не ограничены в установлении фиксированной «уменьшенной» ставки арендной платы.

Для того, чтобы получить отсрочку по арендной плате, нужно соблюсти следующие условия, предусмотренные в п. 1 Требований, ст. 19 Закона № 98-ФЗ от 01.04.2020:

  1. договор аренды должен быть заключен до введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории РФ,
  2. органом государственной власти субъекта РФ принято решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории РФ, из-за чего арендатор не может использовать недвижимое имущество,
  3. деятельность арендатора подпадает под сферы экономики, которые в наибольшей степени пострадали в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Эти сферы установлены в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 10.04.2020 № 479).

Таким образом, отсрочка в рамках данного закона полагается только после даты введения одного из таких режимов, и если деятельность арендатора подпадает под сферы экономики наиболее пострадавшие в период эпидемии.

 При этом, если коммерческая деятельность несёт значительные убытки из-за падения покупательского спроса и отсутствия доходов, что повлекло невозможность оплаты аренды, тогда необходимо направить в адрес арендодателя письмо со ссылкой на форс-мажор (п. 1 ст. 401 ГК РФ), а также предложение заключить дополнительное соглашение об отсрочке со ссылкой на существенное изменение обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Если арендатор откажется идти на уступки, тогда это может послужить поводом для обращения с иском в суд о внесении изменений в договор в части сроков платежа, либо о расторжении договора аренды. Такие ситуации будут решаться судами индивидуально, однако наиболее пострадавшие арендаторы могут рассчитывать на судебную защиту.

3. В 2017 г. открыла ИП и занималась экскурсионной деятельностью, оплачивая патент. Но, так как не знала, какое важное значение имеет ОКВЭД при регистрации, вместо 79.11 написала 74.30. По словам юриста, оформлявшего бумаги, я указала код устного перевода, а не 79.11 деятельность турагентств. В результате мое ИП не попадает под меры помощи. Вопрос: как доказать налоговой, что моё ИП относится к пострадавшей отрасли?

 

В Постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 24.04.2020) "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» прямо указано, что осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г

Никакие иные документы для налоговой инспекции не принимаются при подтверждении основного вида деятельности.

Мы рекомендуем проверить регистрационное дела и установить действительно ли Вы подали при регистрации «неправильный» ОКВЭД. При наличии ошибки налоговой инспекции при отражении вида деятельности в ЕГРИП можно воспользоваться процедурой устранения технической ошибки по вине налогового органа. Несмотря на то, что эти действия будут осуществлены после 01.03.2020, у налогоплательщика есть шансы добиться распространения помощи как в досудебном, так и в судебном порядке.

На согласование в Министерство финансов поступил проект под названием: "Общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики".

Согласно положениям данного документа, законодатели планируют пересмотреть критерии пострадавших компаний - вид деятельности будут определять не строго согласно данным ОКВЭД из реестра, а исходя из фактически осуществляемой субъектом деятельности.

4.  После выступления Президента РФ в марте, арендодатель на основании распоряжения губернатора о введении нерабочих дней уведомил в устной форме о том, что офисное здание закрывается. Более никаких уведомлений не было. До сих пор наш бизнес не разрешен к возобновлению, но арендатор сообщил о намерении выставить счета в полном объеме, исключив из аренды лишь первую неделю после выступления Президента РФ. Денег нет (турагентство с ОКВЭДом второго уровня). Как не платить законно? Готовы освободить офис.

 

 

В рамках данного вопроса:

ü  посмотрите, попадает ли Ваша деятельность в список пострадавших отраслей, которые к таковым отнесены Постановлениями Правительств РФ (авиаперевозки, культура, досуг, развлечения, спорт, туризм, общепит, гостиницы, бытовые услуги населению и другие).  Актуальный перечень видов деятельности можно найти по ссылке https://www.nalog.ru/rn77/business-support-2020/.

ü   Если Вы попадаете в категорию пострадавшей отрасли, то Вы вправе попросить отсрочку у арендодателя при условии, если договор аренды недвижимости был заключен до принятия в 2020 году решения госорганов о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации (ст.19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций").

ü  Если Вы не подпадаете в данную категорию, то согласно п. 4 подраздела III раздела практики Судебной коллегии по экономическим спорам Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации №2 (2015) (утв. Президиумом Верховного суда РФ 26.06.2015) устанавливает, что арендатор не обязан вносить арендную плату за период, в который он лишён возможности пользоваться объектом аренды по независящим от него обстоятельствам. В предлагаемом варианте Вы фактически не могли пользоваться объектом аренды в связи с введением в действие нормативных актов, устанавливающих нерабочие дни на территории Российской Федерации.

При неразрешении данного вопроса сторонами рекомендуем обратиться в суд по данному вопросу. Суду по данной категории дел нужно будет учесть все обстоятельства в совокупности и установить факт невозможности использования объекта аренды.

В соответствии с положениями Обзора Верховного суда № 2 от 30.04.2020: «Арендаторы имеют право требовать снижения». Размер снижения — это тот размер, «на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации». Снижение должно вступать в силу с момента, когда наступила невозможность использования имущества в связи с ограничительными мерами.

Необходимо отметить, что арендатор по договорам аренды недвижимого имущества (независимо от вида деятельности) вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года, если он не мог использовать имущество в связи с решением органа государственной власти субъекта РФ о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на соответствующей территории.

Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 65 АПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она строит свои доводы и возражения. В данной ситуации сторонам рекомендуется производить сбор доказательств, подтверждающих обоснованность своей позиции, вести деловую переписку по данному вопросу.

5. «Где, когда и как оформить документ о форс-мажоре»?

 

Необходимость оформления форс-мажора зависит от урегулирования (неурегулирования) в законодательстве данного вопроса, отнесение конкретной ситуации на уровне нормативно-правового акта к форс-мажору.

В соответствии с письмом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 07.04.2020 № Пр/0349 арендаторам не нужно получать в региональных ТПП заключения об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор) по договорам аренды недвижимости. Дело в том, что на данный момент законодательство урегулировало вопрос по поводу сроков и размера уплаты арендной платы в связи с эпидемией коронавируса. Так с 01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ. Этот закон позволил арендаторам из числа пострадавших отраслей требовать уменьшения или отсрочки арендной платы в связи с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В иных случаях для оформления документа о форс-мажоре необходимо обратится в Торгово-промышленную палату за заключением, подтверждающим обстоятельства непреодолимой силы. Алгоритм получения такого заключения отражён в презентации по данному мероприятию.

6. Наш основной вид деятельности по ОКВЭД не подпадает под программу получения субсидий, хотя дополнительные виды деятельности есть в списке (физкультурно-оздоровительная деятельность, аренда помещений), и доход от их деятельности у нас составляет 50 %, а воспользоваться льготой не получается?

 

Согласно положениям Постановления Правительства РФ № 409 от 02.04.2020  и 03.04.2020 № 434: «Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.»

Действительно, на сегодняшний день возможность претендовать на субсидии у Вас отсутствует. Рекомендуем мониторить законодательство, обращаться за разъяснениями в ФНС России, вероятны ситуации с изменениями законодательства, расширения круга субъектов, на которых распространится данная помощь.

На согласование в Министерство финансов поступил проект под названием "Общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики".

Согласно положениям данного документа, законодатели планирую пересмотреть критерии пострадавших компаний - вид деятельности будут определять не строго согласно данным ОКВЭД из реестра, а исходя из фактически осуществляемой субъектом деятельности.

7. По новым правилам микропредприятие не получает никаких льгот, что делать?

Если Ваше микропредприятие не относится ни к одной из пострадавших отраслей, то на Вас распространяются следующие меры государственной поддержки бизнеса:

1.       Для организаций и ИП, включенных в Единый реестр МСП, совокупный тариф страховых взносов снижается с 30 до 15% для части зарплат, превышающей в течение месяца МРОТ (12130 рублей). Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит 10%, на обязательное медицинское страхование – 5%. Страховые взносы на обязательное социальное страхование по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством не уплачиваются.

2.       Для всех налогоплательщиков сроки предоставления отчётности в ФНС продлеваются на 3 месяца.

3.       Приостанавливается проведение всех выездных проверок, включая налоговые и таможенные (в том числе выездных проверок, начатых ранее, выездных налоговых проверок, проверок онлайн-касс, контроля соблюдения требований валютного законодательства). Исключение составляют лишь внеплановые проверки, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.       Льготное кредитование:

·                смягчаются условия предоставления кредитов по конечной ставке 8,5% (ставка предоставления денег от ЦБ – 4%);

·                в программе льготного кредитования участвуют 95 банков.

Антикризисные условия получения поддержки:

·                упрощены требования к заёмщику. Из обязательных условий исключены пункты об отсутствии задолженности по налогам, сборам и заработной плате, отсутствии просроченных платежей по кредитным договорам на срок свыше 30 дней;

·                отменены требования по максимальному суммарному объёму кредитных соглашений на рефинансирование;

·            появилась  возможность рефинансировать кредитные соглашения на оборотные цели (ранее – только инвестиционные кредиты);

·              расширен доступ к кредитам. Получать их теперь смогут микропредприятия в сфере торговли, реализующие подакцизные товары (для микропредприятий, заключивших кредитные соглашения на оборотные цели в 2020 году, – на срок не более 2 лет).

5.       Мораторий на применение налоговых санкций за непредставление документов, срок представления которых приходится на период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года.

6.       Автоматически продлеваются 15 видов лицензий и разрешений, включая производство и оборот, в том числе розничную продажу алкогольной (спиртосодержащей) продукции, пользование недрами, оказание услуг связи, теле- и радиовещание, осуществление частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, государственную регистрацию лекарств для медицинского и ветеринарного применения; разрешения на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего и смешанного плавания.

7.       Срок представления пояснений, документов (информации) начинает исчисляться с первого рабочего дня, следующего за нерабочими, и составит:

  • для требований по п. 3 ст. 88 – 25 рабочих дней (15 рабочих дней при проведении КНП декларации по НДС).
  • для требований по п. 1 ст. 93, п. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ – 30 рабочих дней.

8.       Исчисление сроков (в рабочих днях или когда последний день срока приходится на нерабочий день) в целях применения законодательства о налогах и сборах производится не только с учётом дней, признаваемых выходным или праздничным днём, но и дней, признаваемых актом Президента РФ нерабочими днями.

При осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и(или) в проекте контракта.

Увеличивается начальная (максимальная) цена контракта до 5 млн рублей (в настоящее время 1 млн рублей), при котором субъекты малого предпринимательства должны предоставлять обеспечение заявок участников закупок.

8. Есть ли отсрочки по платежам взносов и НДФЛ, и отчетности (ЕНВД) для тех, кто не попал в "пострадавшие", но вынужденные не работать по ограничению деятельности? Если "пострадавшему» предпринимателю дадут обещанную субсидию по количеству работников, и эти деньги он направит на зарплату работникам, нужно ли на них начислять взносы и НДФЛ, как их показать в расчетах РСВ и пр.?

 

1) Отсрочки по уплате налогов и взносов в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 получат не все ИП и организации, а только те, кто включен в реестр МСП и занят в наиболее пострадавших отраслях из перечня (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 и от 10.04.2020 № 479). Ведение деятельности в соответствующей сфере определяется на основании кода основного вида деятельности, который указан в ЕГРЮЛ/ЕГРИП на 1 марта 2020 года.

Соответственно, организации и ИП, которые не попадают в этот список, платят налоги в сроки, смещённые с учётом нерабочих дней, без дополнительных отсрочек.

2) Субсидию не включают в доходы при расчете налога на прибыль и упрощенке (подп. 60 п. 1 ст. 251, п. 1.1. ст. 346.15 НК). ИП на общей системе также не учитывают субсидию в доходах для целей НДФЛ.

Если компания выплатила за счет субсидии зарплату, начисление взносов и расчет НДФЛ с зарплаты производится в обычном порядке.

Обратите внимание, потратить субсидию можно не только на зарплату, но и на другие расходы. Тогда такие затраты не учитывают при расчете налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК). На упрощенке эти расходы также учесть нельзя (п. 2 ст. 346.16 НК).

9. Как арендодателю получить свои деньги в период пандемии?

 

 

 

Предлагаем арендодателю учитывать следующие обстоятельства при получении арендной платы:

1.                                         ст. 421 ГК РФ предусматривает принцип свободы договора, к которому сейчас как никогда ранее следует прибегнуть всем участникам правоотношений. Условия, приемлемые для обеих сторон, можно согласовывать самостоятельно или через юристов — во избежание личных конфликтов;

2.                                         постарайтесь согласовать график платежей, учитывая потенциально возможную прибыль арендатора и принимая во внимание, что ограничительный период деятельности подходит к концу;

3.                                       стороны договора аренды могу включить в договор условие о рассрочке или отсрочке арендной платы, а для гарантии прав собственника  воспользоваться одним из наиболее лояльных способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных гл. 23 ГК РФ (например, заключить договор поручительства, залога, воспользоваться иными формами обеспечения исполнения обязательств);

4.                                       проверьте отсутствие злоупотребления правом со стороны арендатора, зафиксируйте продолжение фактического использования помещения несмотря на «формальную» невозможность;

5.                                       разъясните арендатору, что на компенсацию коммунальных платежей отсрочка и уменьшение не распространяется.

Своевременно разрешайте вопрос задолженности в досудебном и судебном порядке.

10. Подскажите, куда написать обращение, чтобы нашу компанию включили в реестр пострадавших? Компания является программным обеспечением для туризма. Туризм попал в список, а мы зависим на 100% от туризма.

 

Для рассмотрения вопросов, связанных с внесением поправок в действующие нормативно- правовые акты, устанавливающие перечень отраслей, наиболее пострадавших в период пандемии, Вам необходимо обратиться с открытым письмом в ведомства, которые имеют право инициировать указанные поправки, а именно: в Торгово-промышленную палату России, Министерство финансов РФ, ФНС России, Правительство РФ.

11. Положены ли субсидии ИП с работниками за 04.2020, если отработали в апреле неделю? Всем условиям для предоставления субсидии ИП соответствует.

Для получена государственной субсидии в размере МРОТ установлены четкие критерии для претендующих на выплаты, а именно:

•         состоять в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по состоянию на 1 марта;

•         указанный в ЕГРЮЛ основной код вида экономической деятельности (ОКВЭД) должен быть включен в определенный Правительством перечень наиболее пострадавших отраслей (Постановления Правительства  № 434 от 03.04.2020, 479 от 10.04.2020, 540 от 18.04.2020);

•         не находиться в процессе ликвидации, реорганизации или банкротства;

•         не иметь недоимки по налогам и страховым взносам больше 3 тыс. руб. (без учета пени и штрафов) по состоянию на 1 марта;

•         не увольнять более 10% сотрудников — численность персонала в месяце, за который выдана субсидия, должно составлять не менее 90% от этого показателя в марте.

Критерия относительно количества, отработанных в «нерабочий» период дней не установлено. Таким образом, Вы имеете полное право претендовать на получение субсидии от государства в размере МРОТ.

12. ОКВЭД 49.32 такси не входит в перечень пострадавших. Машина в кредите. На какие послабления и отсрочки платежей можно рассчитывать? В том числе возможность кредитных каникул.

 

На Вас распространяются следующие государственные льготы:

1. Приостановление проверки

·           не открываются новые выездные и повторные выездные налоговые проверки;

·           приостановлены уже назначенные выездные и повторные выездные налоговые проверки;

·           приостанавливается проверка расчета и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами;

·           не проводятся или приостанавливаются проверки соблюдения валютного законодательства, кроме случаев, когда нарушения уже выявлены и если срок давности для привлечения к административной ответственности — до 01.06.2020.

Приостанавливается течение срока для представления возражений на акты выездных налоговых проверок.

2. Не принимаются решения о банкротстве.

С 16 марта ФНС России не принимает решения о банкротстве во исполнение решений оперативного совещания Председателя Правительства Российской Федерации М. В. Мишустина.

3. Для всех налогоплательщиков сроки предоставления отчётности в ФНС продлеваются на 3 месяца.

4. Относительно кредитных каникул необходимо отметить следующее: закон о предоставлении льготного периода заемщикам в связи с распространением коронавирусной инфекции (вступил в силу 3 апреля 2020 года) гарантирует отсрочку платежей по кредитам и займам на срок до полугода в том случае, если заемщик оказался в трудной жизненной ситуации и столкнулся со снижением дохода на 30% и более. Право на льготный период имеют граждане, индивидуальные предприниматели, малый и средний бизнес. Льготный период распространяется на кредиты и займы до определенной суммы, их лимиты определены Постановлениями Правительства (от 3 апреля и от 10 апреля 2020 года). Льготный период предоставляется по запросу заемщика сразу же.

Справку по форме 2-НДФЛ и выписку со счета в ПФР, необходимые для подачи заявки на предоставление кредитных каникул, можно сформировать и отправить через личный кабинет на портале Госуслуг, а подтверждающие документы представить в банк позже.

5. Законодательные органы 10 субъектов РФ предоставили дополнительные налоговые льготы индивидуальным предпринимателям-владельцам налогооблагаемых транспортных средств в рамках антикризисных мер поддержки.

Льготу можно получить в беззаявительном порядке, не обращаясь в инспекцию лично. Она предоставляется на основании информации, которую налоговым органам предоставляют ГИБДД МВД России и иные ведомства.

Налогоплательщики также вправе самостоятельно обратиться в любую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Направить его можно в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика либо на бумаге по почте или иным способом.

13. Арендные каникулы, как понять? Не надо платить вообще? Аннулируются ли счета за период каникул?

 

Арендные каникулы — это период отсрочки платежей за использование объекта недвижимости, то есть арендатор свои обязательства по договору в пункте оплаты исполняет на льготных условиях и сохраняет все права по договору, тогда как арендодатель сохраняет свои обязательства по договору в полном объеме.

Уплата арендных платежей откладывается на срок, установленный либо нормативными актами  (Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434, Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 439, Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р), либо дополнительным соглашением между арендатором и арендодателем.

Обращаем внимание, что арендные каникулы касаются только оплаты аренды, но не оплаты коммунальных услуг.

14. Возможно ли приостановить услугу по стационарной телефонной связи в связи с ковид-19?

Приостановление услуг обслуживания стационарного телефона связи в период эпидемии возможно, для этого Вам необходимо:

1. изучить договор обслуживания с телекоммуникационной компанией на предмет наличия оговорки о наступлении обстоятельств непреодолимой силы;

2. уведомить телекоммуникационную компанию о невозможность использования оказываемых услуг (отсутствие доступа к офису, а как следствие невозможность использования телекоммуникационных услуг) в связи с объявлением на территории Российской Федерации режима «нерабочих дней»;

3. попытаться согласовать с представителями телекоммуникационной компании условия приостановления договора обслуживания. Согласие на приостановление необходимо оформить дополнительным соглашением к договору телекоммуникационного обслуживания;

4. в случае отказа телекоммуникационной компании в представлении приостановления договора обслуживания, обратиться в судебную инстанцию с целью подтверждения невозможности в указанный период пользования услугами телекоммуникационной компании.

Обратите внимание: в» постановлении Пленума ВС РФ № 1 от 21.04.2020 указано, что «не могут быть признаны в качестве непреодолимой силы обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства (например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей)». Вам необходимо будет доказать, что в указанный период у Вас отсутствовала возможность использования представляемыми телекоммуникационными услугами, например, в связи с невозможностью использования офисного помещения.

Также, приостановление оказания телекоммуникационных услуг предусматривается всеми операторами. Для этого необходимо установить, был ли согласован тариф на период приостановления при заключении конкретного договора обслуживания.

Если в договоре отсутствуют положения, в которых согласован тариф на период приостановления, то в соответствии с п. 48 Постановления Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" при приостановке телематических услуг связи абоненту по его заявлению допускает взимание платы оператором связи при наличии у него отдельного тарифа, предусмотренного для приостановки оказания услуг, а в связи с тем, что никакого отдельного тарифа на период приостановки предоставления телематических услуг договором не предусмотрено, оператор обязан оказать услугу приостановления абоненту безвозмездно.

15. Кредит под 2%: какие компании могут воспользоваться, малые и средние?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда и на какую сумму можно заключить договор?

Согласно Постановлению Правительства РФ №696 от 16.05.2020 кредит под 2% годовых могут получить как юридические лица, так и ИП, имеющие работников, при условии, что заемщик работает в пострадавших отраслях либо в отраслях, требующих поддержки для возобновления деятельности. Обратите внимание, что для микро- и малых предприятий деятельность подтверждается основным или дополнительным ОКВЭД, а у  остальных заемщиков во внимание берется только основной код. Код должен быть внесен в ЕГРЮЛ/ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года (п. 10 Правил).

Еще одно условие. Субъект малого и среднего бизнеса не должен находиться в стадии банкротства, его деятельность не должна быть приостановлена, заемщик - ИП не прекратил свою деятельность.

Кредит выдается для покрытия любых документально подтвержденных расходов на предпринимательскую деятельность. К ним в том числе относится выплата зарплаты, а также оплата ранее полученных кредитов по программе "8,5 процентов", и кредитов на поддержку и сохранение занятости. Кредитные средства нельзя тратить на выплату дивидендов, выкуп собственных акций и долей в уставном капитале, на благотворительность (п. 5 Правил).

 

Кредитный договор можно заключить с 1 июня по 1 ноября (п. 5 Правил). Чем скорее это сделать, тем больше будет сумма кредита.

Чтобы узнать максимальную сумму кредита, нужно перемножить следующие показатели (п. 24 Правил):

·         расчетный размер оплаты труда — МРОТ с учетом районных коэффициентов, процентных надбавок, а также страховых взносов в размере 30%;

·         численность работников;

·         базовый период, который равен периоду с даты заключения договора до 1 декабря.

Выдача средств заемщику после заключения договора лимитирована (пп. "ж" п. 9 Правил). Лимит средств, которые можно получить за один раз, рассчитывается так: (расчетный размер оплаты труда) * 2 * (численность работников организации). Оставшуюся часть кредита банк будет перечислять раз в месяц в пределах этого лимита.

Условия кредита зависят от периодов, в течение которых действует договор.

Правила предусматривают три периода:

·   обязательный базовый период, который длится до 1 декабря 2020 года;

·   необязательный период наблюдения. Наступает, если заемщик продолжает свою деятельность и сохраняет персонал в установленных правилами пределах. Длится с 1 декабря 2020 года до 1 апреля 2021 года;

·   необязательный трехмесячный период погашения. Может наступать как после базового периода, так и после периода наблюдения. Не наступает, если есть условия для списания кредита.

Базовый период до 1 декабря 2020 года (п. 5 Правил):

·   заемщик ничего не платит банку;

·   для него действует конечная ставка не выше 2% годовых (пп. "в" п. 9 Правил);

·   начисляемые за базовый период проценты переносятся в основной долг на дату окончания базового периода (пп. "д" п. 9 Правил);

Весь долг по кредиту, включая проценты, спишут полностью, если (п.п. 12, 28 Правил):

·   по состоянию на 1 марта 2021 года число работников составит не менее 90% от штата по состоянию на 1 июня 2020 года. При этом на конец каждого отчетного месяца число работников не должно опускаться ниже 80% от указанного штата. Полагаем, что самый безопасный вариант — сохранять численность на уровне 90% на конец каждого месяца периода наблюдения, а не только по состоянию на 1 марта;

·     не введена процедура банкротства заемщика, заемщик-ИП не прекратил свою деятельность;

·     средняя зарплата одного работника в период наблюдения была не ниже МРОТ;

·     Если численность работников по итогам каждого месяца в период наблюдения не будет опускаться ниже 80%, кредит спишут наполовину (п.п. 12, 28 Правил). На каких условиях заемщик выплачивает вторую половину долга, в правилах не уточняется.

Если рассмотренные условия не выполнены, наступает период погашения.

·               Долги по кредиту придется вернуть тремя равными платежами: 30 апреля, 30 мая и 30 июня 2021 года (пп. "е" п. 9 Правил). В период погашения действует не льготная, а стандартная ставка по договору (пп. "в" п. 9 Правил).

16. Подскажите, пожалуйста, если у ИП был один сотрудник, за апрель пришла субсидия от государства 12 130*2 = 24 260. В мае сотрудник уволился. Можем ли мы получить субсидию за май только на одного ИП -12 130 руб.?

Согласно положениям Постановления Правительства № 576 от 24.04.2020, если у ИП нет наемных работников, то он имеет право получить субсидию только на себя в размере 12 130 рублей за каждый месяц.

Для получения субсидии необходимо направить соответствующее заявление (форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576) в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Заявление может быть направлено в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления.

Чтобы получить зарплатные выплаты за апрель 2020 года, нужно направить заявление в налоговую в период с 1 мая до 1 июня. А чтобы получить субсидии за май, с 1 июня до 1 июля 2020 года.

17. Договор между юр. лицом и гос. учреждением - т.е. госконтракт. Исполнитель в СПб, Заказчик в другом регионе РФ. Фактически исполнитель имеет возможность исполнять обязательства, но формально на свой страх и риск, т. к. неясно, доедет ли машина с грузом,  не остановят ли её, не развернут ли и т.д. Некоторые регионы ввели "карантин 2 недели для приезжих" - т. е. неясно, что будет с сотрудником, которого отправили в командировку. Возможно ли ссылаться на форс-мажор в такой ситуации?

Согласно разъяснениям Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ), которая занимается выдачей сертификатов о наступлении форс-мажорных обстоятельств, массовые заболевания (эпидемии), ограничения перевозок, запретительные меры государств и запрет торговых операций являются событиями форс-мажора - https://mostpp.ru/news/fors-mazhor/fors-mazhor-iz-za-koronavirusa-voprosy-i-otvety/.

В данном случае, коронавирус будет квалифицироваться как форс-мажор, если участник сделки докажет, что нарушил договор именно по причинам, связанным с коронавирусом (закрытие государственных границ, введение карантина, приостановление производства контрагентов, закрытие поставщиков и т.д.), соответственно штрафов и неустоек можно будет избежать.

Верховный суд Российской Федерации в обзоре № 1 от 21.04.2020 указал, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Из приведенных разъяснений следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учётом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Таким образом, Вам необходимо будет доказать, что нормативно-правовые акты, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению распространения коронавируса, а также временные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации создавали препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. Не лишним будет сослаться на те ограничения, которые вводятся органами субъектов РФ в отношении прибывших из других субъектов.

Обращаем Ваше внимание, что все перечисленные меры могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, только если будет установлена причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

18. В СПб самозанятый легально предоставляет услуги маникюра. Постановлением прямо запрещено в период ограничительных мер предоставлять такие услуги. Законно такую деятельность вести невозможно. В договоре аренды пункт "форс-мажор" присутствует. Имеет ли право арендатор требовать отмены платы на период ограничительных мер? Арендодатель пытается взыскать 50%. Но даже их покрывать нечем. Ситуация осложняется тем, что другие арендаторы согласились на эти условия (на что ссылается арендодатель с просьбой пойти на встречу), но никто из них такую деятельность не ведет и по ним ситуация так не ударила (склады, офисы, ателье одежды и т.д.). Стоит ли гнуть свою линию?

Согласно п. 4 подраздела III раздела практики Судебной коллегии по экономическим спорам Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации №2 (2015) (утв. Президиумом Верховного суда РФ 26.06.2015) устанавливает, что арендатор не обязан вносить арендную плату за период, в который он лишён возможности пользоваться объектом аренды по независящим от него обстоятельствам. В изложенном Вами варианте Вы фактически не могли пользоваться объектом аренды в связи с введением в действие нормативных актов, устанавливающих нерабочие дни на территории Российской Федерации.

При неразрешении данного вопроса сторонами рекомендуем обратиться в суд по данному вопросу. Суду по данной категории дел нужно будет учесть все обстоятельства в совокупности и установить факт невозможности использования объекта аренды.

В соответствии с положениями Обзора Верховного суда № 2 от 30.04.2020: «Арендаторы имеют право требовать снижения». Размер снижения — это тот размер, «на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации». Снижение должно вступать в силу с момента, когда наступила невозможность использования имущества в связи с ограничительными мерами.

Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 65 АПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которых она строит свои доводы и возражения. В данной ситуации сторонам рекомендуется производить сбор доказательств, подтверждающих обоснованность своей позиции, вести деловую переписку по данному вопросу.

19. Что Вы можете рассказать по теме: «Возмещение работодателям затрат на средства индивидуальной защиты и обеспечение круглосуточной работы персонала и консервации? Виды расходов, источники, порядок».

Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ внесены изменения, в частности, в п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которым:

- расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других СИЗ и КИЗ для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов госвласти и местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением коронавируса, учитываются в качестве расходов при налогообложении прибыли, а также при УСН и ЕСХН;

- при налогообложении прибыли учитываются расходы на приобретение медизделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медизделий до состояния, в котором они пригодны для использования. При этом такие медизделия не подлежат амортизации.

Затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды, пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся к материальным расходам. Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, относятся в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

 Контролирующие органы не возражают против учета по этим основаниям приобретения хозяйственных товаров и бытовой химии: туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, чистящих средств и так далее (письма Минфина России от 16.08.2019 N 03-11-11/62254, от 11.04.2007 N 03-03-06/1/229, от 01.09.2006 N 03-11-04/2/182, УФНС России по г. Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.1).

В соответствии с п. 5.7 раздела V санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88, тамбуры санузлов должны быть оснащены умывальниками с электрополотенцами. Соответствующие расходы организация вправе учесть для целей налогообложения прибыли на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы, связанные с приобретением сушилок для рук и дозаторов для жидкого мыла, санитайзера, учитываются для целей налогообложения прибыли по мере их списания в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Перечень расходов, связанных с производством и реализацией, открыт. Приобретение градусников, по нашему мнению, можно учесть по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (не ссылаясь на доукомплектацию аптечки). Главное - обосновать необходимость приобретения термометра, а также подтвердить его фактическое использование организацией для целей предупреждения распространения коронавируса, оформив соответствующие внутренние документы.

Для документального подтверждения расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, помимо товарной накладной и акта, необходимо также наличие внутреннего документа, в котором будут сформулированы меры по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда.

Постановлением Правительства от 21 мая 2020 года №714 расходы на покупку, доставку или изготовление 15 видов медицинских изделий для диагностики и лечения коронавируса компании смогут учитывать в целях налога на прибыль.

В перечень вошли в том числе пульсоксиметры, аппараты искусственной вентиляции лёгких, компьютерные томографы, оборудование для фильтрования и очистки воздуха, бактерицидные облучатели (постановление от 21 мая 2020 года № 714).

Маски, костюмы химзащиты, к сожалению, в вышеуказанный перечень не попали.

20.  Распространяются ли меры приостановления взыскания неустойки (пени и штрафов), установленные положениями Постановления № 424 от 02.04.2020 на обязательства, возникшие в период, предшествующий пандемии коронавируса?

Постановлением № 424 от 02.04.2020 Правительство Российской Федерации запретило с 6 апреля до 1 января 2021 г. взыскивать неустойку (штрафы, пени) в случаях, когда плата за жилье и коммунальные услуги внесена позже срока и (или) не полностью.

Именно в указанный период управляющие компании не смогут требовать неустойку с лиц, просрочивших оплату коммунальных услуг. В свою очередь, управляющие организации также освобождаются от штрафных санкций за неисполнение обязательств перед поставщиками коммунальных ресурсов на указанный период.

Фактически, не имея официальных комментариев законодателя, считаем, что основной смысл Постановления № 424 от 02.04.2020 в следующем: «Запрещается взыскивать неустойку, начисленную в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, а штрафные санкции, начисленные за просрочку, допущенную до 6 апреля 2020 года (то есть до вступления в силу вышеуказанного Постановления), можно и сейчас, то есть после 06.04.2020.

Таким образом, мы считаем, что меры приостановления взыскания неустойки (пени и штрафов)  по ЖКХ, установленные положениями Постановления № 424 от 02.04.2020, не распространяются на обязательства, возникшие до пандемии.