Следственный комитет выступает за усиление уголовной ответственности по налоговым преступлениям.

В частности:

  1. Предлагается закрепить в Уголовно-процессуальном кодексе положение о сохранении ареста на имущество. Это позволит исключить сокрытие имущества с момента вступления приговора суда в законную силу до фактического разрешения вопроса по гражданскому иску.
  2. Усилить уголовную ответственность физических лиц за совершение налоговых преступлений. Сейчас у Индивидуальных предпринимателей срок исковой давности (то есть срок привлечения к уголовной ответственности) по данной категории преступлений составляет два года. Сейчас даже если ущерб от действий Индивидуального предпринимателя составил свыше 45 млн. рублей, то Индивидуальный предприниматель может избежать наказания уже через 24 месяца.
  3. Предлагается закрепить право налоговых органов направлять в следственные органы дела по налоговым преступлениям, как только вскрылся факт преступной схемы и выявлена сумма ущерба.

При этом суть последнего нововведения не совсем понятна, так как в сложившейся правоприменительной практике налоговый орган не лишён такого права на любом этапе в период проведения налоговой проверки или в рамках иных мероприятий налогового контроля, в результате которых будут выявлены признаки налогового преступления.

 

Как отмечает руководитель ведомства, принятие данных изменений направлено не на запугивание бизнеса, а на обеспечение возмещения причиненного государству ущерба в полном объеме.

А причиненный ущерб достаточно серьезный. С 2011 возрос удельный вес возбуждённых уголовных дел о налоговых преступлениях вырос почти в три раза.

По информации Следственного комитета, с 2011 по 2020 год удалось вернуть в бюджет 208 млрд рублей, наложить арест на имущество стоимостью 67 млрд. рублей.