О налоговой реконструкции по ст.54.1 НК РФ

ФНС России выпустило долгожданное письмо «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса РФ», которое, по сути, должно возродить практику налоговой реконструкции. Напомним, что с момента введения ст. 54.1 НК РФ налоговые органы отказались применять данную конструкции при разрешении налоговых споров.

Рассказываем о некоторых его положениях.

Большое внимание в письме уделено сделкам с «техническими» компаниями, так как они чаще всего становятся предметом споров с налоговыми органами. Согласно письму при доначислении налогов по спорным операциям следует учитывать расходы налогоплательщика, но только если он сможет доказать реальность операций по сделке и раскроет ее действительных исполнителей.  При этом налогоплательщикам нужно быть готовым к предоставлению документов, фиксирующих каждый этап сделки. Если сделка реальная, но фактические исполнители не раскрыты, то налоговая реконструкция применена не будет.

По мнению ФНС России, налогоплательщик должен быть детально осведомлен о контрагенте, в том числе иметь информацию о фактическом местонахождении контрагента на момент совершения сделки. Если налогоплательщик не раскрывает реального исполнителя и параметры сделки, то он не может рассчитывать на учет расходов и не получает вычеты по НДС.

Если налогоплательщик не причастен к "техничке", то подход следующий (п.17,20 письма):

а) если проявил должную коммерческую осмотрительность и доказал, что не знал и не должен был знать, что контрагент "техничка" - вправе учесть расходы и вычеты полностью;

б) если все же знал о "техничке", то:
- реальный исполнитель установлен - имеет право на вычет НДС и учет расходов исходя из указанных параметров;
- реальный исполнитель не установлен - вычета НДС нет, а учет расходов осуществляется по рынку расчетным методом (при содействии налогоплательщика).

Есть еще несколько интересных положений:

  1. В п. 5 письма отмечено, что нарушение налогового законодательства контрагентом налогоплательщика само по себе не может возлагать негативные последствия на налогоплательщика.
  1. В соответствии с п. 7 письма теперь при получении информации, противоречащей показаниям свидетелей или собранным доказательствам, необходимо обеспечить повторное получение пояснений указанных лиц по установленным противоречиям. Это снизит вероятность ситуаций, когда инспектор руководствуется «удобными» ему доказательствами, игнорирует остальные «неудобные» факты.