Анализ норм, регулирующих привлечение к уголовной и административной ответственности в связи с ситуацией с коронавирусом.

Анализ норм, регулирующих привлечение к уголовной и административной ответственности в связи с ситуацией с коронавирусом.

 

  1. Административная ответственность: «нарушение карантинных предписаний».

Ответственность за нарушение карантина наступает по статье 6.3 КоАП и квалифицируется как «нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий».

В соответствии с вышеуказанной нормой: «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

 

  1. Уголовная ответственность.

Коронавирус 2019-nCoV внесен Постановлением Правительства от 31 января 2020 года №66 в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.  За нарушение антивирусных мер и распространение болезней из этого списка предусмотрена уголовная ответственность.

Квалифицируют такое деяние по статье 236 УК РФ. Если физическое лицо нарушило санитарно-эпидемиологические правила, и его действия по неосторожности привели к массовому заражению людей, то:

  1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей,

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

  1. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

Примечание: Согласно сведениям Российского государственного информационного агентства (ТАСС) , газеты «Ведомости», а также  Российского агентства международной информации «РИА Новости», - 31.03.2020 Государственная дума Российской Федерации  приняла поправки об ужесточении мер наказания за нарушение эпидемиологических предписаний в Уголовный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях .

 

Административная ответственность.

Нарушение санитарно-эпидемиологических норм, если оно совершено или в период режима Чрезвычайно ситуации, или при возникновении угрозы распространения заболевания, которое представляет опасность для окружающих, или в период действия ограничительных мер (карантина), или в случае невыполнения предписаний органа, который осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, влечёт наказание:

Если нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека (и не содержат уголовно-наказуемого деяния), то это повлечет за собой:

Также в КоАПе появится новая статья 20.6.1, которая будет регулировать невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. За невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории (сейчас такой режим действует в г. Москве), где есть угроза возникновения Чрезвычайной ситуации, или в зоне Чрезвычайной Ситуации, будет назначаться наказание в виде штрафов:

Если такие действия повлекли причинение вреда здоровью человеку или имуществу, и они не содержат уголовно-наказуемого деяния, то повторное невыполнение правил влечёт штрафы:

Также ужесточается ответственность за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП). Распространение в СМИ и  в интернете фейк-ньюс (фейк –ньюс  представляет собой публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения) влечет штраф для юридических лиц от 1,5 млн до 3 млн руб., если же такая информация повлекла за собой смерть человека, причинение вреда здоровью, прекращение функционирования объектов инфраструктуры, то штраф для юридических лиц – от 3 млн до 5 млн руб. За повторное распространение фейк-ньюс штрафы для граждан от 300 000 до 400 000 руб., на должностных лиц – от 600 000 до 900 000 руб., на юридических лиц – от 5 млн до 10 млн руб.

 

Уголовная ответственность

Ужесточается также и уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Поправки вносятся в ст. 236 УК.

Если нарушение норм повлекло по неосторожности массовое заболевание или создало угрозу наступления таких последствий, то штраф от 500 000 до 700 000 руб., либо ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет.

Если же нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, то штраф от 1 млн до 2 млн руб., ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет, либо принудительные работы или лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.

Если же нарушение повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц, то наказание – принудительные работы на срок от 4 до 5 лет или лишение свободы от 5 до 7 лет.

Теперь появляется и уголовная ответственность за распространение фейк-ньюс, представляющих угрозу жизни и безопасности, и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения (ст. 207.1 УК). Такое преступление наказывается штрафом от 300 000 до 700 000 руб., либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года или ограничением свободы на срок до 3 лет.

 Если же распространение такой информации повлекло причинение вреда здоровья человеку, то штраф от 700 000 до 1,5 млн руб., либо исправительные работы до 1 года, либо принудительные работы или лишение свободы до 3 лет.

 Если же распространение фейк-ньюс повлекло по неосторожности смерть человека, то штраф от 1,5 млн до 2 млн руб., либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы или лишение свободы до 5 лет.

Вышеуказанным поправкам, до вступления в силу, еще необходимо пройти несколько этапов, а именно: получение одобрения Советом Федерации и последующее подписание законопроекта Президентом Российской Федерации.

Обращаем внимание на ответственность работодателей г. Москвы и Московской области. Не допускать на рабочее место сотрудников, которые должны находиться в режиме самоизоляции в домашних условиях, и тех работников, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции, – это их прямая обязанность (п. 6 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМп. 7 Постановления Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. № 108-ПГ).

Могут ли работодателей оштрафовать за несоблюдение этого требования?

Помимо составов правонарушений (преступлений), указанных ранее, не исполнение данной обязанности работодателем, по мнению Департамента здравоохранения г. Москвы, можно квалифицировать как нарушение установленных нормативными правовыми актами г. Москвы требований в области защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 3.18 КоАП Москвы).  В связи с тем, что режим чрезвычайной ситуации в связи с распространением коронавируса не введен, то основания привлечения к административной ответственности по данной статье отсутствуют.