Ответы на вопросы к вебинару 27.05.2020

  1. Каким образом исчисляются сроки для подачи жалобы на решение налогового органа в ФНС и в суд?

Срок для обращения в суд составляет 3 месяца со дня, когда вам стало известно о нарушении ваших прав (пункт 4 ст. 198 АПК РФ).

Он отсчитывается

Если вы решили обжаловать решение в ФНС России, то это нужно делать в течение 3 месяцев со дня принятия УФНС решения по жалобе (пункт 2 ст. 139 НК РФ). Несмотря на то, что срок может быть нарушен не по вине налогоплательщика, ФНС России не восстанавливает срок на подачу со ссылкой, так как НК РФ не урегулирован данный вопрос.

  1. Нужно ли сначала обжаловать решение регионального налогового органа по апелляционной жалобе в ФНС России и только потом обращаться в суд?

Обжалование в ФНС России не является обязательной процедурой.  Фактически требование по досудебному обжалованию относится только к первоначальному решению налогового органа. Иными словами, обязательного обжалования в ФНС решения, принятого Управлением ФНС по субъекту РФ по жалобе на решение районной инспекции, не требуется.

При этом мы не рекомендуем игнорировать данную стадию обжалования решений территориальных налоговых органов, так как на практике позиция Федеральной налоговой службы не совпадет с позицией Управлений региональных налоговых органов.   

  1. Законно ли проведение обыска на территории помещения адвоката в рамках оперативно-розыскных мероприятий?

Суд признал законным обыск у адвоката по делу неустановленного лица.

В рамках расследования дела следователь обратился с ходатайством о разрешении производства обыска в помещении, используемом адвокатом С. для осуществления адвокатской деятельности, с целью отыскания конкретных объектов, имеющих значение для уголовного дела. Суд удовлетворил ходатайство.

Адвокат С. обжаловала это решение суда. Примечательно, что на сторону адвоката встала и прокуратура, представители которой в суде первой и апелляционной инстанций считали безосновательным обыск в помещении адвоката. Адвокат и прокурор указали, что обыск не может быть разрешен, так как

Однако апелляция оставила постановление суда первой инстанции в силе. Апелляционная коллегия областного суда пришла к выводу о том, что по уголовному делу расследуются обстоятельства, не относящиеся к профессиональной деятельности адвоката С.  Вместе с тем, по мнению апелляции, суд в обжалуемом постановлении указал конкретные объекты поиска в помещении адвоката, «не имеющие отношения к адвокатским производствам, что является гарантией от вмешательства в адвокатскую тайну» (апелляционное постановление Ивановского областного суда от 04.03.2019 по делу № 22К-236/2019).

Хорошевский районный суд г. Москвы постановлением от 31.10.2016 года отказал в принятии жалобы адвоката М., поданной в порядке ст. 125 УПК, на действия оперуполномоченного 4 ОРЧ ОЭБ и ПК УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве, выразившиеся в изъятии документов ООО в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий. Поскольку, как отметил суд, действия данного должностного лица были осуществлены в ходе оперативно-розыскного мероприятия, которое проводилось не по поручению следователя, руководителя следственного органа и органа дознания, то они подлежат обжалованию в ином порядке. Однако, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы адвоката М., суд не проверил, является ли юридическое лицо ООО участником уголовного судопроизводства, и не убедился в том, что обжалуемые заявителем действия должностного лица были совершены им не в связи с его полномочиями по осуществлению уголовного преследования. Президиум Мосгорсуда отменил постановление судьи районного суда и апелляционное определение по нему и возвратил материал по жалобе адвоката М., поданной в порядке ст. 125 УПК, на новое судебное рассмотрение в тот же суд, но в ином составе (п. 2.2.4 Обзора судебной практики президиума Московского городского суда за 2017 год).

Таким образом, актуальная практика о признании, обысков у адвокатов законными, которую постепенно формируют суды, — это реальная угроза для деятельности адвокатских структур. Такие решения требуют адекватного реагирования со стороны как адвокатского сообщества, так и государства.

  1. Учитываются ли при расчете налоговой нагрузки у страховых взносов и НДФЛ?

Согласно Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ совокупную нагрузку считают  как соотношение всех уплаченных налогов.

В письме от 29.06.18 № БА-4-1/12589@ (http://www.v2b.ru/documents/pismo-fns-rf-ot-29-06-2018-ba-4-1-12589/) ФНС конкретизировала порядок расчета:

Таким образом, при расчёте налоговой нагрузки учитывается НДФЛ, а страховые взносы в расчёт не включаются.

  1. Поясните, почему ответственность по 122.1 немного "лучше", чем по 54.1? Спасибо.

Необходимо отметить, что это взаимосвязанные нормы, но в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). А если деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора, страховых взносов), совершены умышленно (то что предусматривает санкция 54.1 НК РФ), размер штрафа удваивается и составляет 40% от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Налоговые органы уделяют особое внимание установлению умышленных действий. Так письмом ФНС РФ от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ были направлены методические рекомендации  «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (утверждены Следственным комитетом РФ и ФНС), налоговым органом рекомендовано доказывать умысел должностных лиц налогоплательщика и привлекать налогоплательщика к ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ. Есть решения судов, при вынесении которых суды руководствовались названными методическими рекомендациями (например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018 № 09АП-57517/2017 по делу № А40-43596/17).

  1. Для чего проводятся допросы заказчиков выгодоприобретателя? Что они при этом выявляют?

Допросы заказчиков выгодоприобретателя необходимы для подтверждения данных программы о правильном определении выгодоприобретателя. В определённых случаях таким выгодоприобретателем может стать сам заказчик. Аналитические данные программных комплексов налоговых органов недостаточны для окончательного принятия решения. Основной задачей допросов заказчиков выгодоприобретателей является установление умысла со стороны выгодоприобретателя, получение дополнительных доказательств нереальности сделки с контрагентом последующего звена. Кроме того, такие доказательства нередко свидетельствуют о подтверждении исполнения договора только силами самого выгодоприобретателя, а не контрагента, который существует исключительно на бумаге.

 

  1. Что означает термин «бумажный НДС»?

Бумажный НДС — это разновидность схемы ухода от уплаты налогов путём получения у контрагента (недобросовестного) первичных документов, которые учитываются в   компании в затраты по налогу на прибыль и в вычеты по НДС.

При этом деньги в адрес недобросовестного контрагента не переводятся, работы не исполняются,  то есть ни товара, ни услуги, ни денег на самом деле нет, есть только формальное отражение данной сделки налогоплательщиком и его контрагентом, поэтому схема и называется «бумажный НДС».

 

  1. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, если фирма или ИП по ОКВЭД не попала в перечень пострадавших отраслей, то переносятся ли сроки подачи отчётности по УСН за 2019 г.?

Правительство РФ утвердило перенос сроков сдачи отчетности Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409. По общему правилу срок сдачи той отчетности, у которой срок представления приходится на март – май 2020 года, продлен для всех организаций и ИП на 3 месяца.

Таким образом, декларацию по УСН за 2019 год организации и ИП должны сдать не позднее 30.06.2020 независимо от того, включены они в перечень пострадавших отраслей или нет.

 

  1. Кто может воспользоваться понижением ставок по страховым взносам?

Снижение страховых взносов с 30% до 15% зафиксировано в федеральном законе от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно положениям вышеуказанного федерального закона, возможность уменьшить страховые взносы с 30% до 15 % есть у всех представителей малого и среднего бизнеса, находящихся в федеральном реестре малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, снижение ставок по страховым взносам распространяется только на субъекты малого и среднего предпринимательства, которые состоят в федеральном реестре.

Критериями для попадания в реестр субъектов МСП являются:

Сниженные ставки действуют с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года (ст. 6 ФЗ № 102 от 01.04.2020). Возможно, срок действия меры будет увеличен.

 

  1. Может ли быть отсрочка по платежам НДС?

 

Постановление от 02.04.2020 № 409 также утвердило упрощенный механизм отсрочки (рассрочки) по налогам, авансовым налоговым платежам и страховым взносам для пострадавших от распространения коронавируса компаний. Правила ее предоставления приведены в приложении к постановлению (далее – Правила). Это индивидуальная отсрочка (рассрочка), которую ИФНС предоставляет по заявлению налогоплательщика.  Правительством в указанном постановлении было принято, что некоторые организации могут продлить сроки уплаты налогов на 4-6 месяцев, чтобы перенести налоговую нагрузку на бизнес с первого полугодия на второе.

 

Но это касается не всех компаний, а только тех, которые соответствуют определённым критериям:

 

При этом, согласно п. 2 Правил по некоторым налогам отсрочек не предусмотрено:

 

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации не предусматривается представление отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость в связи с эпидемией коронавируса.

 

  1. Как поступить, если в субсидии отказано. Пишут, что количество работников менее 90%, хотя у нас никто не уволен/увольнялся?

Скорее всего, вы не подали или не вовремя подали форму СЗВ-М. Субсидию предоставляют за месяц, в котором организация или ИП сохранили не менее 90 процентов персонала от численности в марте (подп. «е» п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства от 24.04.2020 № 576).

По правилам предоставления субсидий численность определяется по форме СЗВ-М. Этот отчет налоговые органы получают от ПФР по соглашению от 30.11.2016 № ММВ-23-11/26@/АД-09-31/сог/79. Причем получить субсидию смогут только те компании, которые вовремя отчитались в ПФР (п. 4 Правил, утв. постановлением № 576).

Сейчас фонд передаёт лишь те сведения, которые получил в срок. То есть, если компания по каким-то причинам сдала отчётность за март позже 15 апреля, а за апрель отчиталась позже 15 мая, есть риск, что налоговые органы не увидят сведения по её численности.

Даже если Вы по каким-то причинам затянули отчет за апрель, все равно попробуйте подать заявку. Возможно, Ваши сведения все-таки попали в ФНС. Не исключено, что позже ведомства обменяются всеми данными и позволят получить субсидии и тем, кто опоздал с СЗВ-М. Ведь Правительство постепенно смягчает требования.

В любом случае не откладывайте отчет за май, его надо отправить до 15 июня. Это стоит это сделать заранее — фонд быстро передает досрочные отчеты. Значит, Вы сможете подать заявку на майскую выплату и получить помощь быстрее. Конечно, если не сократили штат больше чем на 10 процентов или 1 сотрудника.

 

Алгоритм действий:

 

  1. Отправили заявление в ИФНС на получение субсидии 06 мая, но до сих пор субсидия не получена. Микропредприятие, относимся к пострадавшей отрасли. Что делать в данной ситуации?

Вам необходимо обратиться в справочную службу ФНС. Если вопрос потребует длительного решения, направьте бумажную заявку по почте (письмо ФНС от 30.04.2020 № БС-4-19/7427@).

Количество попыток для отправки заявки не ограничено. Проверьте сведения в личном кабинете или направьте заявку заново. Реквизиты своей инспекции по адресу компании или ИП можете узнать на сайте ФНС (service.nalog.ru). Если заявление не проходит через оператора или личный кабинет, то Вы можете подать его на бумаге — сформировать на сайте service.nalog.ru, распечатать, подписать и направить почтой.

Обратите внимание на то, что если заявление получено ФНС в первой половине месяца, то выплата будет произведена после 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия.

О факте выплаты субсидии или о фактах отказа в представлении субсидии ФНС России проинформирует налогоплательщика по ТКС или в личном кабинете, или по почте по адресу места нахождения организации (согласно ЕГРЮЛ), месту жительства индивидуального предпринимателя.

  1. Здравствуйте! ОКВЭД 49.41 указан у нас в ЕГРЮЛ следующим по порядку за основным, но доля выручки примерно половина от всех доходов. Можно ли получить какую-либо поддержку в связи с мерами поддержки малого бизнеса?

Согласно Постановлению Правительства РФ № 409 от 02.04.2020 и 03.04.2020 № 434: «Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.»

На сегодняшний день у Вас есть возможность претендовать только на общие льготы для бизнеса.

  1. Для организаций и ИП, включенных в Единый реестр МСП, совокупный тариф страховых взносов снижается с 30 до 15% для части зарплат, превышающей в течение месяца МРОТ (12130 рублей). Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит 10%, на обязательное медицинское страхование – 5%. Страховые взносы на обязательное социальное страхование по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством не уплачиваются.
  2. Для всех налогоплательщиков сроки предоставления отчётности в ФНС продлеваются на 3 месяца.
  3. Приостанавливается проведение всех выездных проверок, включая налоговые и таможенные (в том числе выездных проверок, начатых ранее, выездных налоговых проверок, проверок онлайн-касс, контроля соблюдения требований валютного законодательства). Исключение составляют лишь внеплановые проверки, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  4. Льготное кредитование:

Антикризисные условия получения поддержки:

  1. Мораторий на применение налоговых санкций за непредставление документов, срок представления которых приходится на период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года.
  2. Автоматически продлеваются 15 видов лицензий и разрешений, включая производство и оборот, в том числе розничную продажу алкогольной (спиртосодержащей) продукции, пользование недрами, оказание услуг связи, теле- и радиовещание, осуществление частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, государственную регистрацию лекарств для медицинского и ветеринарного применения; разрешения на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего и смешанного плавания.
  3. Срок представления пояснений, документов (информации) начинает исчисляться с первого рабочего дня, следующего за нерабочими, и составит:

Рекомендуем мониторить законодательство, обращаться за разъяснениями в ФНС России, вероятны ситуации с изменениями законодательства, расширения круга субъектов, на которых распространится данная помощь.

На согласование в Министерство финансов поступил проект под названием "Общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики".

Согласно положениям данного документа, законодатели планирую пересмотреть критерии пострадавших компаний - вид деятельности будут определять не строго согласно данным ОКВЭД из реестра, а исходя из фактически осуществляемой субъектом деятельности.